Схема составления характеристики социально-дезадаптированных подростков.
ФИО, класс, дата рождения, домашний адрес, телефон.
1. Состояние здоровья и развития ученика: особенности физического развития, соответствие физического развития возрасту: рост, вес, недостатки зрения, слуха, нарушение осанки и др. (заполняется совместно со школьным врачом):
1.1. Общая оценка здоровья ребёнка, подростка, молодого человека (по данным медицинской карты).
1.2. Признаки повышенной нервозности: отсутствуют; повышенная утомляемость, пониженная трудоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, приступы гнева, агрессивность по отношению к ровесникам, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, совместных дел, склонность к разрушительным действиям, другие признаки.
1.3. Патологические пристрастия:
- курит (не курит, курит эпизодично, систематично);
- употребляет алкогольные напитки (не употребляет, употребляет эпизодично, систематично);
- употребляет токсико-нарковещества (не употребляет, употребляет неоднократно, систематически).
1.4. Находится на диспансерном учёте, по поводу чего.
2. Психологическая атмосфера семьи:
-благоприятная; - неблагоприятная; - крайне неблагоприятная.
2.1. Данные о родителях (отец, мать):
- ФИО; - образование; - профессия, место работы.
2.2. Другие члены семьи.
2.3. Тип семьи:
- благополучная (родители морально стойкие, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная); - неблагополучная, в том числе: а) педагогично некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания; признаки: отсутствуют единые требования, ребёнок не присмотрен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкий уровень знаний об интересах, поведении ребёнка вне школы);
б) морально-неблагополучная (асоциальная; родители ведут аморальный способ жизни; пьют, не работают, были осуждены, воспитанием не занимаются);
в) конфликтная (в семье неблагоприятная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители раздражительные, жестокие, нетерпеливые).
2.4. Характер взаимоотношений родителей с детьми, подростками:
- семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребёнка);
- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
- равнодушный (отклонение от активного участия в воспитании ребёнка, пассивность, признание полной автономности ребёнка);
- сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости, беды и др.).
2.5. Организация режима труда и отдыха:
- какие обязанности выполняет дома;
- придерживается ли распорядка дня;
- кто и в какой мере помогает и контролирует выполнение домашнего задания;
- как организовано общение ученика в семье во время отдыха, летних каникул, отпуска родителей.
3. Особенности учебной деятельности.
3.1. Успеваемость ребёнка, подростка, молодого человека.
3.2. Отношение к учёбе:
- положительное; - нейтральное; - равнодушное; - отрицательное.
3.3. Интеллектуальные возможности ученика. Память. Внимание. Мышление.
3.4. Мотивы обучения:
- познавательный интерес к предметам;
- стремление получить оценку;
- заслужить одобрение взрослых;
- стремление избежать наказания;
- стремление к самоутверждению в группе ровесников.
4. Статус в коллективе, отношение к коллективу:
4.1. Позиции ребёнка, подростка, молодого человека в коллективе:
- лидер (звезда); - изолированный; - принятый; - тот, кому отдают предпочтение; - тот, кого отбрасывают (по социометрии).
4.2. С кем дружит. Характер взаимного влияния.
4.3. Взаимоотношения с другими одногодками:
- деловые; - ровные; - тесные; - конфликтные; - дружные; - ни с кем не общается.
4.4. Манера, стиль общения с окружающими:
- доминантный стиль (уверенный в себе, пытается навязать свое мнение, легко перебивает, но не даёт перебить себя, трудно признает свою неправоту);
- не доминантный стиль (скромный, уступчивый, легко признаёт себя неправым, требует одобрения в разговоре);
- экстраверт (постоянно настроен на общение, легко входит в контакт, любознательный, открытый, внимательный к окружающим);
- интроверт (не склонный к контактам, отдаёт предпочтение деятельности, в разговоре немногословный).
4.5. Отношение к общественному мнению:
- активно-положительное (стремиться исправить недостатки, учитывает замечания);
- пассивно- положительное (понимает критику, соглашается с ней, но недостатки не исправляет);
- равнодушное (не реагирует на критику, не изменяет поведение);
- отрицательное (спорит, не соглашается с замечаниями, поведение не меняет).
5. Отношение к общественной деятельности и общественно – полезному труду.
5.1. Отношение к общественным поручениям:
- с готовностью;
- без особой заинтересованности;
- отказывается.
5.2. Выполнение общественных поручений:
- добросовестно; - под давлением; - с инициативой; - не добросовестно; - по настроению.
5.3. Отношение к физическому труду:
- положительное (отдает предпочтение физическому труду по сравнению с умственным, имеет «золотые руки»);
- равнодушное (выполняет физический труд без инициативы);
- отрицательное (ленивый, к физическому труду относится пренебрежительно).
6. Направленность интересов.
6.1. Проявляет интерес к деятельности:
- физическая; - техническая; - организаторская; - художественная; - умственный труд; - общественно-политическая; - спортивная деятельность.
6.2. Какие кружки посещает, посещал.
6.3. Культурный кругозор:
- посещает ли (и как часто) театры, музеи, выставки;
- какой литературе отдает предпочтение;
- регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематично).
7. Особенности сферы свободного общения ребёнка, подростка, молодого человека.
7.1. Сколько время уделяет «уличному» общению:
- на протяжении недели; - по вечерам.
7.2. С кем дружит, как дружба влияет на ребёнка, подростка.
7.3. Постоянное место или место, которому отдается предпочтение для «уличного» общения (клуб, двор, подъезд и др.). Содержание этого общения.
8. Самооценка личности.
8.1. Уровень самооценки:
- адекватная; - завышенная; - заниженная.
8.2. Какие черты характера хотел бы иметь, от каких бы хотел избавиться?
9. Особенности поведения.
9.1. Негативные поступки, их проявление (эпизодические, систематические), их характер: - грубость; - непосещение; - нарушение дисциплины; - не работает на занятиях; - драки; - опоздания на уроки; - отказ от требований; - поручений.
9.2. Правонарушения:
- кражи; - вымогательства у младших и слабых; - избиение младших и слабее себя;
- проявление садистских наклонностей; - жестокое обращение с животными; - грубое нарушение общественного порядка.
9.3. Отношение к своим поступкам:
- равнодушное; - оправдывает; - переживает; - осуждает.
9.4. Как относится к педагогическим влияниям: - с желанием делать все наоборот
- равнодушно; - понимает и пытается выполнить требования.
9.5. Стоит ли на ВШУ.