Схема наблюдения за деятельностью ребенка в процессе обследования (младшее и среднее звено школы)
1. Внешний вид.
- особенности физического сложения ребенка;
- состояние здоровья;
- особенности мимики.
2. Установление контакта со взрослым и отношение ребенка к обследованию.
К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь вступать в контакт с незнакомыми взрослыми.
Мимика: 6 типов эмоционального отношения со взрослыми.
-
Интимно-личностное отношение.
-
Активно-положительное отношение.
-
Спокойно-положительное отношение.
-
Пассивно-положительное отношение.
-
Конфликтное (амбивалентное).
-
Равнодушное
Отрицательное отношение ко взрослым у тревожных и заторможенных детей.
Чувство дистанции ребенка. Понижение: фамильярное отношение к взрослым (ЗПР, психопатоподобное развитие, отсутствие воспитания). Повышение: робость, взрослый как стоящий на пьедестале (как тревожность, авторитарная среда).
Проявление коммуникационной инициативы по отношению ко взрослым, задает вопросы по собственному желанию. Отсутствие тревожности или не сформированности полноценного общения, позитивного образа себя.
Доминирующее содержание контакта: что ребенка интересует в ситуации обследования.
3. Особенности внимания и организованности поведения.
- устойчивость внимания;
- переключаемость внимания;
- организованность деятельности;
- самоконтроль.
4. Работоспособность.
Общая продуктивность деятельности и то, что ей мешает (утомляемость: быстрое понижение результатов, особенно в однотипных заданиях).
5. Особенности мотивации.
- Степень мотивации и ее содержание.
- Степень вовлеченности ребенка в работу.
Типы мотивов: общение; игровые; познавательные; мотивы достижения.
6. Оценка ребенком своих результатов.
Выяснить, хорошо ли ребенок выполнил задание, доволен ли – выявление критичности. Ориентируется ли ребенок на образец для своей оценки?
- реакция на одобрение;
- реакция на замечание;
- реакция на трудности;
- реакция капитуляции;
- реакция мобилизации.
7. Особенности эмоциональных реакций, общий эмоциональный фон.
- Какой эмоциональный радикал характерен для ребенка.
- Отдельные эмоциональные реакции (от эйфории, немотивированного настроение, до дисфории).
- Эмоциональная лабильность (астения, инфантильность).
- Тревожность (высокая, средняя, низкая).
8. Динамические характеристики.
- Общий темп работы.
Срочная скорость выполнения задания – высокий темп (подвижный темп ЦНС).
- Неравномерность.
- Медлительность.
Импульсивные реакции – стремление делать до выслушивания инструкции.
9. Обучаемость.
- Принятие помощи ребенком.
- Самостоятельное использование предложенной помощи.
4 основных этапа помощи:
а) стимулирующая (эмоционально-регулирующая) помощь, поддержка ребенка, особенно для обидчивых и ранимых детей;
б) направляющая помощь – четкая помощь в планировании выполнения задания, контроль за выполнением шагов – за психологом;
- полный показ способа, совместное выполнение.
10. Особенности речевого развития.
Правильность (фонетическая) речи – фиксировать (звукопроизношение).
К началу школьного обучения все звуки должны быть поставлены.
Фиксировать правильность употребления, согласования слов, наличие аграмматизмов.
Уровень развития связной контекстной речи. Какого типа предложения у ребенка.
Фиксировать словарный запас (богат, беден, вычурность).
Динамические характеристики речи: интенсивность речевого потока.
Легкость и точность выражения мыслей или затруднения в речи (заикание).
11. Особенности развития моторики.
Тонкая моторика (по результатам рисования конструктивных проб).
Макромоторика (устойчивость походки, координация, ловкость движений).
12. Другие особенности.
Могут быть клинические проявления – необходима консультация врача.
Дурные привычки (кусание ногтей, сосание пальцев).