Рекомендации по составлению индивидуальной коррекционной программы.
Индивидуальная коррекционная программа содержит следующие разделы:
- целевой,
- содержательный,
- организационный.
Целевой раздел содержит:
- обоснование необходимости реализации программы;
- цель и задачи по организации коррекционной работы;
- планируемые результаты коррекционной работы.
В обосновании необходимо представить общую характеристику ребенка (по результатам психолого-педагогической диагностики, раскрывающие выявленные проблемы, зоны актуального и ближайшего развития детей)
Целью программы коррекционной работы является создание оптимальных условий для ликвидации явлений дезадаптации, интеграции учащихся в учебном заведении и обществе.
Задачи программы:
- (ставятся задачи в соответствии с целью коррекции);
- (ставятся задачи в соответствии с целью коррекции);
- оказывать консультативную и методическую помощь педагогам, родителям (законным представителям) по вопросам взаимодействия с учащимися;
- осуществлять оценку результативности коррекционной работы и динамики развития детей.
Планируемые результаты коррекционной работы (прогноз относительно изменений в поведении и личности учащихся)
Содержательный раздел включает:
- принципы коррекционной работы;
- направления коррекционной работы;
- описание содержания и организации диагностической и коррекционно-развивающей работы с ребенком;
- набор конкретных методов коррекции;
-
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка.
Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.
- Системность.
Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность.
Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
-
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическое обеспечивает своевременное выявление детей с девиациями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающее обеспечивает своевременную специализированную помощь в преодолении явлений дезадаптации;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей, нуждающихся в особом психолого-педагогическом внимании и их семей по вопросам обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительское включает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей, с девиациями в поведении и испытывающими трудности в адаптации;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин девиаций и трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке;
- изучение личностных особенностей учащихся;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для учащегося коррекционных программ/методик, методов и приёмов в соответствии с его особенностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления девиаций в поведении и трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций (в случае необходимости!);
- развитие эмоционально-личностной и волевой сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимися, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ОВЗ;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения
детей с ОВЗ;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.
Организационный раздел включает: анализ возможностей создания условий по преодолению явлений дезадаптации и обеспечения социализации ребенка; условия и форму проведения коррекционных мероприятий; периодичность занятий.