Рекомендации по составлению индивидуальной коррекционной программы.

Индивидуальная коррекционная программа содержит следующие разделы:

- целевой,

- содержательный,

- организационный.

Целевой раздел содержит:

- обоснование необходимости реализа­ции программы;

- цель и задачи по организации коррекционной работы;

- планируемые результаты коррекционной работы.

В обосновании необходимо представить общую характеристику ребенка (по результатам психолого-педагогической диагностики, раскрывающие выявленные проблемы, зоны актуального и ближайшего развития детей)

Целью программы коррекционной работы является создание оптимальных условий для ликвидации явлений дезадаптации, интеграции учащихся в учебном заведении и обществе.

Задачи программы:

- (ставятся задачи в соответствии с целью коррекции);

- (ставятся задачи в соответствии с целью коррекции);

- оказывать консультативную и методическую помощь педагогам, родителям (законным представителям) по вопросам взаимодействия с учащимися;

- осуществлять оценку результативности коррекционной работы и динамики развития детей.

Планируемые результаты коррекционной работы (прогноз относительно изменений в поведении и личности учащихся)

 

Содержательный раздел включает:

- принципы коррекционной работы;

- направления коррекционной работы;

- описание содержания и организации диагностической и коррекционно-развивающей работы с ребенком;

- набор конкретных методов коррекции;

  • Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка.

Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

- Системность.

Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность.

Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

  • Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическое обеспечивает своевременное выявление детей с девиациями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающее обеспечивает своевременную специализированную помощь в преодолении явлений дезадаптации;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей, нуждающихся в особом психолого-педагогическом внимании и их семей по вопросам обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

- информационно-просветительское включает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей, с девиациями в поведении и испытывающими трудности в адаптации;

- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин девиаций и трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке;

- изучение личностных особенностей учащихся;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для учащегося коррекционных программ/методик, методов и приёмов в соответствии с его особенностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления девиаций в поведении и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций (в случае необходимости!);

- развитие эмоционально-личностной и волевой сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

- выработку обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимися, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ОВЗ;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения

детей с ОВЗ;

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.

Организационный раздел включает: анализ возможностей создания условий по преодолению явлений дезадаптации и обеспечения социализации ребенка; условия и форму проведения коррекционных мероприятий; периодичность занятий.